Религиозные мотивы в творчестве К.С. Петрова-Водкина + доклад |
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 17359 | |
Дисциплина: | Иное | |
Тип: | Дипломная | |
Вуз: | АГУ | |
Цена: | 3900 руб. | |
Просмотров: | 405 | |
Выложена: | 08 июля 2015г. | |
Содержание: |
Содержание Введение 2 Глава I. Специфика религиозного мировоззрения К. Петрова-Водкина 7 1.1. Религиозная философия конца XIX – начала XX века и ее влияние на мировоззрение художника 7 1.2. Особенности религиозно-философского мировоззрения художника 13 Глава II. Особенности проявления религиозных мотивов и образов в творчестве К.С. Петрова-Водкина 22 2.1. Живопись и графика религиозного содержания в творчестве К.С. Петрова-Водкина 22 2.2. Библейские мотивы в светском искусстве К.С. Петрова-Водкина 38 Заключение 53 Список источников и литературы 56 Источники 56 Литература 57 Приложения 64 |
|
Отрывок из работы: |
Введение Актуальность исследования творчества К.С. Петрова-Водкина в контексте его мировоззренческой философии обусловлена наличием специфических пробелов в изучении творческого наследия художника в отечественном искусствознании, имеющих идеологические причины. Основная проблема, связанная с изучением творчества К.С. Петрова-Водкина, долгое время заключалась в отсутствии у исследователей возможности объективного и многостороннего подхода к изучению художественной картины мира К.С. Петрова-Водкина и особенностей его мировоззрения, оказавших значительное влияние на специфику творчества художника. В настоящее время таких ограничений нет, и исследователи могут спокойно изучать богатый художественный материал. В последнее время в России много рассуждают о роли религии в обществе, и следовательно, в искусстве. Современное искусство часто обращается к традиционным библейским сюжетам и дает их новую трактовку. В связи с этим особую актуальность обретает знание того, кто и как делал это до наших современников, необходим некий «канон» работы с библейскими сюжетами для модерна, и таковым «каноном» может послужить творчество К.С. Петрова-Водкина. В 1900-1910-е гг. новаторские искания К.С. Петрова-Водкина в области цвета и формы, а также религиозно-философские аллюзии во многих его картинах ставились критиками под сомнение. В послеоктябрьский период искусствоведами была предпринята попытка вписать творческое наследие К.С. Петрова-Водкина в рамки соцреализма. Таким образом, многие аспекты творчества художника игнорировались или истолковывались неточно. Так, например, долгое время в советском искусствознании табуировалась тема участия К.С.Петрова-Водкина в Вольной Философской Ассоциации, оппозиционной большевикам; замалчивалось и участие художника в росписях и оформлении православных храмов. В интерпретациях работ К.С.Петрова-Водкина неизменно утверждался социалистический пафос. Если же утверждение такового представлялось невозможным – о существовании той или иной картины намеренно забывали. Так, многие произведения К.С.Петрова-Водкина на долгое время были несправедливо очернены и забыты последующими поколениями искусствоведов и критиков. О библейских мотивах в «бытовых» картинах К.С.Петрова-Водкина не могло идти речи. Однако неоднозначность художественных образов на полотнах художника давала советским искусствоведам большое пространство для «правильной» интерпретации произведений художника в духе господствовавших идеологических установок. На рубеже ХХ – XXI века возрос исследовательский интерес к творчеству К.С.Петрова-Водкина, однако отсутствие фундаментальных исследований, характеризующих не отдельные элементы мировоззрения К.С.Петрова-Водкина, а его художественную картину мира в целом, делает затруднительным объективное изучение различных аспектов творческого наследия художника. В виду этого проблемы, затронутые в данном исследовании, свидетельствуют о важности и актуальности для современного российского искусствоведения заявленной в дипломе темы. Степень изученности проблемы. Творчеству К.С. Петрова-Водкина постоянно уделялось и уделяется достаточное внимание как критиками, современниками художника, так и последующими поколениями искусствоведов, однако религиозное мировоззрение художника и его отражение в картинах творца исследовано недостаточно. Изучение творчества К.С. Петрова-Водкина началось еще его современниками. О нем писали Л.Н. Андреев, А.Н. Бенуа, С.К. Маковский, А.А. Ростиславов и другие. В первые послереволюционные десятилетия современниками художника также уделялось значительное внимание его творчеству. Статьи, посвященные творчеству К.С. Петрова-Водкина, опубликованные в периодических изданиях 1910-1930-х гг., рассматриваются в отдельном параграфе данной работы. Существует ряд научных трудов и статей, посвященных непосредственно религиозно-философским идеям К.С.Петрова-Водкина. Данную проблему поднимают в своих исследованиях Е.В.Грибоносова-Гребнева, С.И.Кулакова, Н.В.Синявина. Немаловажное значение для данного исследования имели работы монографического характера Н.Л.Адаскиной, А.С.Галушкиной, Е.В.Грибоносовой-Гребневой, В.И.Костина, Ю.А.Лебедевой, Л.В.Мочалова, Ю.А.Русакова, Е.Н.Селизаровой, посвященные систематизации и анализу творчества К.С.Петрова-Водкина в целом. (все работы использованы и есть в списке лит-ры!) Кроме того, С.М.Даниэль, В.А.Леняшин, В.С.Манин, Г.Г.Поспелов, Н.Н.Пунин, Д.В.Сарабьянов, Н.С.Степанян, В.И.Чайковская уделяют исследованию творчества К.С. Петрова-Водкина значительное внимание в своих трудах. Также следует отметить ряд статей, посвященных анализу различных аспектов творчества К.С. Петрова-Водкина. Исследованию картины «Купание красного коня» (1912) посвящены работы И.А.Вакар, В.В.Дмитриева, Д.В.Сарабьянова; о проблемах связи картин К.С.Петрова-Водкина с традициями древнерусской живописи и о наличии библейских аллюзий в его картинах пишут С.М.Даниэль, М.М.Дунаев, Л.С.Зингер, В.С.Кутковой, О.А.Тарасенко; отношение К.С.Петрова-Водкина к культуре Востока и Запада исследуют Н.Л.Адаскина, А.М.Даниэль и С.М.Даниэль; Р.М.Гутина, Л.В. Мочалов анализируют в своих работах формально-колористические поиски К.С. Петрова-Водкина. Также представляет интерес ряд обзорных статей о творчестве художника (В.А.Дьяконова, А.А.Ковалева, К.Х.Куна, А.Матвеева, С.С.Степановой). Большое значение имеет также ряд зарубежных критических статей 1920-1930-х гг., посвященных творчеству К.С. Петрова-Водкина. Н.Л. Адаскина занимается исследованием библейских мотивов в творчестве К.С. Петрова-Водкина («Право человека быть божественным…»), изучает педагогическую систему К.С.Петрова-Водкина (статья «Педагогическая система К.С. Петрова-Водкина»). Е.В. Грибоносова-Гребнева в своих работах анализирует некоторые философские аспекты творчества К.С. Петрова-Водкина, называя его живопись «метафизической». А.М. Даниэль и С.М.Даниэль в совместной статье «Запад и Восток в творчестве К.С. Петрова-Водкина» ищут корни творчества и мировоззрения К.С. Петрова-Водкина в западной и восточной культурах и говорят о том, что эти две культуры удивительным образом слились в цельную картину мира под кистью мастера. Ряд исследователей занимается изучением чисто художественных особенностей творчества К.С. Петрова-Водкина, например Е.Л. Балкинд в статье «Хронотоп в изобразительном искусстве» в числе других авторов рассматривает и работы К.С. Петрова-Водкина. Н.Н. Волков занимается исследованием композиции в живописи К.С. Петрова-Водкина. Для исследования мировоззрения К.С. Петрова-Водкина и более глубокого понимания его мировоззрения нами были использованы работы символистов - А. Блока, А. Белого: их статьи, письма. Были привлечены и труды философа рубежа XIX-XX веков Н.А.Бердяева. (сноски есть и в тексте и списке лит-ры: см внимательно!) Объект исследования – художественное творчество и мировоззрение К.С. Петрова-Водкина. Предмет исследования – религиозные мотивы и образы в творчестве К.С.Петрова-Водкина. Цель исследования – изучение влияния мировоззренческих взглядов К.С.Петрова-Водкина на различные аспекты творческой деятельности художника. Задачи исследования: – рассмотреть основные положения религиозной философии конца XIX – начала XX века и ее влияние на мировоззрение художника; – рассмотреть особенности религиозно-философского мировоззрения К.С.Петрова-Водкина и его воплощение на практике в его художественной деятельности; – определить место живописи и графики религиозного содержания в творчестве К.С. Петрова-Водкина; – провести анализ библейских мотивов в светском искусстве К.С. Петрова-Водкина. Границы исследования охватывают период 1900-х – 1930-х годов, т.е. годы самостоятельной творческой деятельности К.С. Петрова-Водкина как художника. Теоретико-методологическая основа исследования опирается на основные идеи, разработанные в искусствоведении, культурологии, филологии, философии. Методологической базой исследования стали работы по эстетике и искусствознанию (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман). Методы исследования обусловлены принципом комплексного подхода к проблеме, заявленной в исследовании. В работе над дипломом автор использовал комплекс методов, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов совокупности мировоззренческих взглядов К.С. Петрова-Водкина: метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод художественного и формально-стилистического анализа. Структура работы. Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, три приложения. |
|
Тема: | ОПП + Дневник + Характеристика + Доклад | Подробнее |
Тип: | Отчет по практике | |
ВУЗ: | Ленинградский государственный университет | |
Просмотры: | 314 | |
Выложена: | 30 июня 2015г. |
Тема: | Налоговый контроль: понятие, формы, методы | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
ВУЗ: | Промышленно-экономический колледж | |
Просмотров: | 640 | |
Выложена: | 02 июля 2013г. |
Тема: | Отчет по производственной практике ООО «Алтайпластик». | Подробнее |
Тип: | Отчет по практике | |
ВУЗ: | МосАп | |
Просмотров: | 617 | |
Выложена: | 11 июля 2014г. |