Образ среднего класса в представлениях населения г.Барнаула |
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 22406 | |
Дисциплина: | МИМСИ | |
Тип: | Курсовая | |
Вуз: | АГУ | |
Цена: | 600 руб. | |
Просмотров: | 405 | |
Выложена: | 11 августа 2016г. | |
Содержание: |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО КЛАССА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В РОССИИ 5 1.1. Образ жизни как социальный феномен современного общества: научно-теоретические подходы 5 1.2. Образ жизни среднего класса: опыт критического осмысления 13 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19 ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ Г. БАРНАУЛА О СРЕДНЕМ КЛАССЕ 20 2.1. Процедура исследования 20 2.2. Анализ результатов исследования 21 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 33 |
|
Отрывок из работы: |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблемы формирования среднего класса в России, анализ препятствий и факторов его роста, ценностные ориентации и интересы, потребительское и электоральное поведение стали сегодня, пожалуй, самыми популярными темами в публикациях, посвященных трансформации российского общества. Разработка проблем среднего класса нарастала от единичных статей начала 1990-х годов, через умеренный интерес в середине прошлого десятилетия, к большому потоку литературы по этой проблеме в конце XX-начале XXI века. Синхронно с этим процессом расширялось проблемное поле исследований: было признано, что средний класс не ограничивается малыми и средними предпринимателями, началось изучение его состава, близких социальных слоев, мотивационная структура сознания, стандарты потребления, стратегии адаптации, возможности конкурентного поведения на мировых рынках, политические предпочтения, этика среднего класса и т.д. Средний класс – это социальное образование, обладающее признаками, характеризующими его материальные ресурсы, культурный капитал и социальный статус. Эти признаки выделяют социальную группу активного, профессионально подготовленного и относительно материально обеспеченного населения, которая наряду с элитной и предэлитной частью общества, становится актором социального и экономического развития России. Отличают средний класс от элитных групп темпы формирования, которые могут привести в будущем к превращению его в наиболее многочисленный класс общества. Цель исследования – изучить образ человека среднего класса в оценке жителей г. Барнаула. Задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы среднего класса как социальной группы в России. 2. Проанализировать результаты социологического анализа, направленного на оценку среднего класса жителями г. Барнаула. 3. Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Гипотеза: мы предполагаем, что жители г. Барнаула будут создавать образ человека среднего класса, опираясь на материальные (денежные) критерии. Объект исследования – средний класс. Предмет исследования – образ человека среднего класса в оценке жителей г. Барнаула. Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, синтез и обобщение, формализация, социологический опрос. Сбор первичной социологической информации осуществлен методом комбинированного очного опроса (по месту жительства, учебы, работы, иного массового скопления респондентов социальных, профессиональных и возрастных групп, отвечающих задачам исследований), в том числе, с использованием карточек (наглядного материала анкетирования или формализованного интервью). Степень изученности. Проблема среднего класса достаточно изучена в отечественной социологии. Так Л.Д. Сашко, Н.Е. Тихонова и др. представили основные критерии, которые определяют классовой принадлежности человека, Р.Х. Симонян, А.Д. Хватцев, Н.Г. Яковлева и др. представили характеристику социальных слове современной России. В.С. Семенов, А.А. Пелепенко и др. рассмотрели особенности среднего класса с позиции будущей перспективы. Самым дискуссионным вопросом является определение критериев, по которым выделяется средний класс. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО КЛАССА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В РОССИИ 1.1. Образ жизни как социальный феномен современного общества: научно-теоретические подходы За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него экономической, политической, культурной и других форм жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации, т.е. образа жизни. Интерес к образу жизни индивидов обусловлен необходимостью научного анализа, в рамках которого проявляются не только конечные результаты деятельности людей, но и процессы, их жизнедеятельности в конкретных условиях существования. Категория – «образ жизни» широко используется представителями различных дисциплин (социология, экономика, философия, социальная психология, культурология и др.), связанных с изучением общественной и культурной жизни людей. Как указывает К.К. Прошев, возникновение и формирование дефиниции «образ жизни» происходит в 60-е годы XX века в рамках социологии. Основу научной дискуссий составили следующие вопросы: как позитивные / негативные последствия научно-технического прогресса в капиталистических и социалистических странах, обострение экологического кризиса, глобализация влияют на образ жизни и его качество. А какие сферы жизнедеятельности индивида должны входить в понятие «образ жизни» [12, с. 102]. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ В результате анализа теоретических источников мы пришли к следующим выводам: 1. Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду. Вместе с тем важной характеристикой среднего класса выступает система норм социального поведения и самочувствия: готовность к инновациям в сфере профессионального труда, уравновешенные социальные ориентации, готовность к социальному диалогу, способность к самоорганизации, чувство социальной идентичности. Удельный вес средних слоев в развитых странах составляет ныне 60-70% населения, а нижние и верхние слои (бедные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности. 2. Средний класс – это не только значительная часть современного общества, но и весьма сложная, неоднородная по структуре сеть социальных образований. Составные части его структуры различаются по источникам формирования, социальному статусу и многим другим характеристикам. Границы структуры жестко не фиксированы: между ее различными группами происходит интенсивная диффузия («растекание»). Наиболее заметная тенденция последних десятилетий – сокращение традиционных слоев (собственников) и устойчивый рост новых средних слоев. 3. Средний класс придаст современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве динамизирующего фактора, стимулируя социокультурные изменения и инновации. Вместе с тем появляются данные, что на рубеже XX-XXI вв. средний класс развитого общества начинает утрачивать некоторые свои преимущества: снижается уровень его обеспеченности, он размывается, его численность становится меньше. ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ Г. БАРНАУЛА О СРЕДНЕМ КЛАССЕ 2.1. Процедура исследования База исследования: г. Барнаул. Цель исследования – составить портрет среднего класса на основе представлений населения г. Барнаула. Выборка исследования носила случайный характер. Всего было опрошено 100 человек в возрасте от 25 до 60 лет: из них 45 мужчин, 55 женщин. Социальная структура респондентов представлена следующим образом: - государственные служащие – 10 человек (мужчины); - студенты высших учебных заведений – 10 человек: 5 девушек и 5 юношей; - педагоги – 10 человек: 2 воспитателя детского сада, 6 учителей средних школ г. Барнаула, 2 преподавателя АГУ; - индивидуальные предприниматели – 10 человек – 5 человек сфера торговли – женщины, 5 человека – сфера услуг – мужчины; - пенсионеры – 10 человек (женщины); - работники ЖКХ – 10 человек: 5 мужчин и 5 женщин; - рабочие разных специальностей – 10 человек: 5 мужчин и 5 женщин; - административные работники – 10 человек: 5 мужчин и 5 женщин; - безработные – 10 человек: 5 мужчин и 5 женщин. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Нами было организовано и проведено социологическое исследование, направленно на определение образа человека среднего класса в оценке жителей г. Барнаула. В процессе проведенного исследования мы пришли к выводу, что подходы к определению образа среднего класса у жителей г. Барнаула одинаковы – основаны на материальных доходах и потребностях. Следует отметить, что средний класс в России – это нормативная модель, включающая в себя совокупность связанных целевых параметров, которые отражают, по мнению жителей г. Барнаула, то, как должна жить большая часть дееспособного населения. В большинстве случаев представления о стиле жизни среднего класса ориентируются на типовые характеристики средней российской семьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сформулируем основные выводы, полученные в результате теоретического анализа: 1. Средний класс – основа стабильности высокоразвитых стран. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономики. Средний класс – основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Представляя собой как бы экономическую и социально-политическую медиану общества, средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившегося статус-кво и поэтому служит основой общественного и политического консенсуса. 2. Средний класс не без оснований претендует на существенную часть политической власти, и считает это легитимным в силу своих специфических функций, связанных с производством и распространением знания, информации, идеологии. На Западе он, можно сказать, уже добился локальной власти, оккупировав муниципалитеты, – в них правят по преимуществу центристы. Границы среднего класса – это динамические границы; он в своем временном развитии как бы «дышит»: то сжимается, выбрасывая из себя индивидов и группы, маргинализирующиеся относительно его ядра под воздействием социально-экономической эволюции, то вбирает в себя новые группы и людей, выходящих по социально-профессиональным или экономическим причинам из классов, между которыми он «расположен». В его «постиндустриальной» структуре мелкобуржуазная – традиционная – компонента малосущественна и не определяет его облик и роль в обществе. 3. Средний класс является сложным гетерогенным явлением, который стал массовым при индустриальной и позднеиндустриальной стадиях общественного развития. По нашему мнению, средний класс может быть определен как единая социальная целостность, в основании которой существуют различные социально- экономические группы, обладающие общими сущностными признаками, характеризующимися системой равнозначных доминант (доход, образование и др.). Его формированию способствовали развитие экономического пространства, третичного сектора, а также особая политическая направленность государств Запада. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Антонов Е.Д. Зависимость российского населения от материального благополучия // Социус. – 2014. – №6. – С. 24-29 2. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. – 2012. – №3. – С. 45-48 3. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. Монография. – М.: Инфра-М, 2011. – 241 с. 4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социальные реалии российской действительности // Социус. – 2014. – №4. – С. 15-22 5. Голенкова З.Т. Социальное расслоение и социальная мобильность. Монография. – СПб.: Питер, 2014. – 523 с. 6. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. – 2014. – № 5,6. – С. 5-19. 7. Кравченко А.И. Средник класс: сущность, понятия, тенденции развития // Социологические исследования. – 2013. – №2. – С. 24-29 8. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации // Социологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 5 – 32. 9. Нагимова А.М. Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект. – Казань: Казанский государственный университет, 2015. – 236 с. 10. Пелипенко А.А. Штрихи к образу российской цивилизации // Философские науки. – 2014. – № 2. – С. 9-14. 11. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социологические исследования. 2013. – № 12. – С. 11-16 12. Прошев К.К. Социология социальной позиции современного человека. Монография. – СПб.: Питер, 2015. – 365 с. 13. Разин А.А., Разин Р.А. и др. Человек – главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – №2. – С. 18-22 14. Ромашов О.В. Средний класс: российские реалии // Социологические исследования. – 2015. – №3. – С. 12-15. 15. Руковишников И.Д. Становление и развитие социальных платов на примере России нового времени // Социологические исследования. – 2014. – №2. – С. 36-41 16. Сашко Л.Д. Потребности населения и уровень их дохода // Социологические исследования. – 2013. – №2. – С. 52-58 17. Семенов В.С. О перспективах человека в XXI в. // Вопросы философии. – 2013. – № 9. – С. 26-37. 18. Симонян Р.Х. Средний класс социальный мираж или реальность? // Социологические исследования. – 2014. – №1. – С. 52-59 19. Соколов Е.Н. Средний класс как объект социологического исследования // Социус. – 2015. – №3. – С. 61-65 20. Терентьева П.П. Российский средний класс: что дальше? // Социологические исследования. – 2014. – №2. – С. 25-29 21. Терещенко Л.Ж. Социологические исследования социальной структуры общества в современной России // Социус. – 2015. – №1. – С. 32-38 22. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность. Монография. – М.: Альфа-М, 2015. – 541 с. 23. Фенько А.Б. Люди и деньги: очерки психологии потребления. Монография. – М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 416 с. 24. Хащенко В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия // Психологический журнал. – 2014. – № 3. – С. 38 –50. 25. Хащенко В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия // Психологический журнал. – 2012. – № 4. – С. 5–19. 26. Хватцев А.Д. Средник класс в зеркале истории // Социологические исследования. – 2015. – №5. – С. 15-21 27. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Монография. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009. – 296 с. 28. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ. – М.: Академия, 2012. – С.199 – 200 29. Юрович О.Д. Особенности российского среднего класс // Социус. – 2013. – №4. – С. 55-59 30. Яковлева Н.Г. Оценка численности среднего класса в России // Социологические исследования. – 2012. – №2. – С. 52-58 |
|
Тема: | Военно-патриотические установки студенческой молодёжи г.Барнаула | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | АГУ | |
Просмотры: | 342 | |
Выложена: | 17 июня 2015г. |
Тема: | Уровень жизни молодых семей г.Барнаула | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
ВУЗ: | ААТП | |
Просмотры: | 716 | |
Выложена: | 29 июня 2013г. |
Тема: | Финансовый анализ деятельности предприятия как основа антикризисного управления (на примере МБУК «Дворец культуры г.Барнаула») | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
ВУЗ: | РАНХиГС | |
Просмотры: | 699 | |
Выложена: | 06 июля 2015г. |