Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления |
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 2971 | |
Дисциплина: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая | |
Вуз: | КГУ | |
Цена: | 600 руб. | |
Просмотров: | 1874 | |
Выложена: | 22 июня 2012г. | |
Содержание: |
Содержание Введение 3 1 Теоретические основы неуспеваемости школьников 7 1.1 Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема 7 1.2 Причины неуспеваемости школьников 18 1.3 Пути решения проблемы неуспеваемости школьников 19 2 Опытно-экспериментальная работа 25 2.1 Определение этапов исследования 25 2.2 Практическое исследование 27 2.3 Выводы по проведенному исследованию 34 Заключение 37 Список использованных источников 40 Приложение А 43 |
|
Отрывок из работы: |
Введение Развитие российской школы сегодня характеризуется адаптацией всей системы воспитательно-образовательной деятельности к реальным образовательным потребностям личности, возрастанием роли образования в жизни каждого человека, повышением требований к качеству знаний подрастающего поколения. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема неуспеваемости школьников, обретая более серьезный характер, стала рассматриваться и изучаться педагогами и психологами со всех возможных сторон, чтобы найти пути ее решения. В то же время, точное определение неуспеваемости школьников сложно выделить, потому что в психолого-педагогической и социально-педагогической литературе термин «неуспевающий» имеет неоднозначное толкование. Например, в словарях по социальной педагогике неуспеваемость рассматривается или как комплексная неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, отсюда неуспевающие учащиеся – это наиболее распространенный тип «трудных» в школьной жизни (С.А. Завражин), или как отставание в учении, при котором школьник не овладевает за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой (Л.В. Мардахаев). В психолого-педагогическом словаре под редакцией П.И. Пидкасистого неуспеваемость обучающихся рассматривается с точки зрения Закона РФ «Об образовании» (п. 4, ст. 17) как негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам. Они, по усмотрению их родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. С психологической точки зрения неуспевающих отличают затруднения в обучении, которые характеризуются отсутствием мотивов обучения, неправильно сформированными навыками учебного труда, слабыми способностями к учению (Л.С. Славина); «слабой самоорганизацией», проявляющейся в неумении ученика управлять собственными психологическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы (Н.И. Мурачковская) [25, c. 12]. В общем виде, можно сделать вывод, что под неуспеваемостью понимается ситуация несоответствия поведения или результатов обучения воспитательным и дидактическим требованиям школы. В нашем исследовании мы, вслед за С.Г. Шевченко, под «неуспевающими школьниками» будем подразумевать учащихся, которые в силу различных социальных и психологических причин испытывают стойкие затруднения в усвоении общеобразовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы [21, c. 16]. Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из процесса обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия. Таким образом, можно обозначить возникающие противоречия: - между требованиями образовательной программы и некомпетентностью некоторых педагогов в своевременном диагностировании возникающих проблем неуспеваемости школьников; - между становлением неуспеваемости ученика проблемой и несерьезным отношением родителей к данному факту. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь. Целью данной работы является выявление причин неуспеваемости учеников 4-го класса МБОУ СОШ № 15 г. Петропавловск-Камчатского и путей ее преодоления. Объект исследования – неуспеваемость учеников как психолого-педагогическая проблема. Предмет исследования – причины возникновения неуспеваемости учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) рассмотреть теоретические основы неуспеваемости школьников; 2) выделить неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему; 3) проанализировать причины неуспеваемости и пути ее решения в литературных источниках по данной проблеме; 4) провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению причин неуспеваемости на базе 4-го класса МБОУ СОШ № 15 г. Петропавловск-Камчатского, сделать выводы по исследованию. В данном исследовании выдвигается предположение о том, что педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе. Проблема неуспеваемости и её предупреждение широко освещена в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанский, А. Безденков, Е.С. Березняк, П.П. Блонский, А.А Бударный, A.M. Гельмонт, М.А. Данилов, М.К. Данилова, Г.Ф. Кумарина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, К.А. Москаленко, В.С. Мухина, С.Г. Шевченко, Г.А. Цукерман, В.С. Цетлин и др. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ и синтез литературных источников по проблеме исследования; - практические: наблюдение, обобщение педагогического и психологического опыта, опрос. Базой исследования выступили ученики 4-го «А» и 4-го «Б» классов МБОУ СОШ № 15 г. Петропавловск-Камчатского и их классные руководители Макаренко Ирина Петровна и Суворина Галина Сергеевна. В общей сложности в исследовании приняло участие 51 человек: 24 ученика 4 «А» класса, их учитель, и 25 учеников 4 «Б» класса и их учитель. Практическая значимость работы выражена в рекомендациях для педагогов по предупреждению и коррекции неуспеваемости учеников. Список использованных источников 1. Акимов А.И. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. – 2006. - № 7. – С. 31-38. 2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. – М.: Учиздания, 2007. – 347 с. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с. 4. Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. – М.: Знание, 2010. – С. 24-25. 5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 2011. – 202 с. 6. Бессарабова И.С. Проблема социального неравенства в контексте поликультурного образования / Материалы конференций // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 1. – С. 58-61. 7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – Воронеж: Институт практической психологии, 2007. – 574 с. 8. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. – М.: Просвещение, 2008. – С. 214. 9. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с. 10. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. – СПб.: Питер, 2010. – С. 76-78. 11. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / ред. Бабанский Ю.К. Ростов-на-Дону. – 2002. – С. 18-19. 12. Долгова К.Б., Штерц О.М. Влияние взаимоотношения в семье на неуспеваемость подростков. – Елабуга, ЕГПУ. – 2010. – С. 2-4. 13. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Академия, 2005. – 410 с. 14. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – С. 256-278. 15. Зайчикова М.В. Неуспеваемость учащихся как психолого-педагогическая проблема / Практико-ориентированный семинар для педагогов. – 2011. – С. 36-42. 16. Иващенко Ф.И. Особенности установления психологического контакта с учащимися // Педагогика. – 2009. - №2. – С. 36-38. 17. Кобцева О.В. О некоторых подходах к решению проблемы образования школьников, испытывающих трудности в обучении в условиях общеобразовательных учреждений / Гуманитарные науки. Педагогика // Вестник ГТУ. – 2007. – № 5. – С. 105-108. 18. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Просвещение, 2007. – С. 7-12. 19. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. - №10. – С. 56-61. 20. Максименкова Л.И. Психологические аспекты неуспеваемости школьников. – М.: Гардарики, 2008. – 215 с. 21. Мещерякова И.А., Федорова Л.Н. Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей // Психологическая наука и образование. – 2004. - № 3. – С. 16 22. Осипова В.В. Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к решению проблемы неуспеваемости младших школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - № 67. – С. 423. 23. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ // Педагогика. – 2004. - №5. – С. 61-66. 24. Рыжаков С.С. Психопедагогика в правоохранительных органах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – С. 176-179. 25. Сафаров М.А. Особенности советской модели преодоления неуспеваемости. – М.: Интер. – 2010. – 72 с. 26. Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Основные направления деятельности учителя в классах компенсирующего обучения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2009. – № 2. – С. 36. 27. Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М.: Просвещение, 2006. – 217 с. 28. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 2008. – 202 с. 29. Сысоева Е.А., Непобедный М.В. Анализ причин неуспеваемости в графической подготовке школьников // Педагогические науки. – 2008. - № 6. – С. 90. 30. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. – Спб.: Дидактика Плюс, 2008. – 352 с. |
|
Тема: | Бегство капитала из России: причины и пути преодоления | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | Алтайский институт финансового управления | |
Просмотры: | 436 | |
Выложена: | 19 июня 2015г. |
Тема: | Коммуникативные барьеры и причины их возникновения. Способы преодоления | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | РАНХиГС | |
Просмотры: | 356 | |
Выложена: | 09 июня 2015г. |
Тема: | Какова природа зла и путь его преодоления? | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | АлтГТУ | |
Просмотры: | 1579 | |
Выложена: | 27 июня 2011г. |