Достоевский в художественном восприятии В.Пелевина ("Чапаев и Пустота", "Числа") |
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 3413 | |
Дисциплина: | Литература | |
Тип: | Курсовая | |
Вуз: | АлтГПА | |
Цена: | 600 руб. | |
Просмотров: | 977 | |
Выложена: | 23 июня 2012г. | |
Содержание: |
Содержание Введение 3 1 Теоретические основы изучения классического литературного наследия в литературе постмодернизма 7 1.1 «Чужое слово» как основа постмодернизма 7 1.2 Ф.М. Достоевский в художественном восприятии современных русских писателей 9 2 Ф.М. Достоевский в художественном восприятии В. Пелевина 13 2.1 Восприятие идей Достоевского в романе «Чапаев и Пустота» 13 2.2 Восприятие идей Достоевского в романе «Числа» 18 Заключение 21 Список использованных источников 24 |
|
Отрывок из работы: |
Введение Творчество Ф.М. Достоевского оказало огромное воздействие на развитие литературы XX века в целом и на ряд современных авторов в частности. В русской прозе рубежа XX-XXI вв. можно вычленить большой пласт произведений, созданных с использованием тех или иных кодов творчества Достоевского. На рубеже XX-XXI вв. осуществляется переоценка ценностей, в связи с чем огромное внимание уделяется классике. Многое из того, что оказалось полузабытым, воскрешается и подвергается перекодировке и анализу в современном контексте. Интерес к литературе прошлого продиктован стремлением взять самое ценное. Обращение к классике стимулирует выработку новых моделей мышления. Большое внимание к культурному и литературному наследию определяется рядом факторов: во-первых, классика выступает как одна из констант в осуществляемой переоценке ценностей; во-вторых, благодаря такой переоценке вырабатываются новые формы мышления; в-третьих, обращение к классике помогает лучше понять современность и ее определенные явления, а иногда происходит и спор с теми идеями, которые не прошли проверку временем. Влияние Достоевского на современную литературу закономерно и симптоматично: многие идеи писателя оказались пророческими «для судеб России и мира», и подведение итогов советской и российской истории, как и моделирование перспектив возможного будущего, осуществляется с опорой на наследие Достоевского. Потребности в национальном возрождении созвучны многие постулаты Достоевского как идеолога почвенничества. Восстановление престижа Церкви также находит обоснование в религиозно-философских концепциях классика. Кроме того, Достоевский остается одним из лучших писателей-психологов, чьи произведения позволяют лучше понять Безусловно, авторство ряда концепций не принадлежит Достоевскому, однако именно его видение, его интерпретация оказались знаковыми для последующих поколений. человека и русскую ментальность. Несомненна, однако, и утопическая составляющая творчества Достоевского, в условиях переоценки ценностей также привлекающая к себе внимание. Все обозначенные аспекты определяют актуальность его наследия для современных писателей, представляющих особую, креативную категорию читателей, вступающих в интертекстуальный «диалог» с классикой. Ряд авторов рубежа XX-XXI вв. непосредственно ориентируются на Достоевского либо спорят с ним, пытаются по-своему «дописать» или же «переписать» Достоевского, представить собственные интерпретации сюжетов классика, включить его персонажей в новый контекст времени и литературы. Писатели-реалисты во многом продолжают традицию Достоевского, восстанавливая отвергнутые в советскую эпоху христианские ценности, идеалом Достоевского проверяя современность. В чем-то они и развивают его, так как открытые классиком явления и тенденции в полном объеме проявили себя на протяжении XX столетия. Не менее значимо наследие Достоевского для модернистов и постмодернистов, которые активно трансформируют классическое наследие в соответствии с собственными мировоззренческими и эстетическими установками. Модернистов прежде всего интересует сфера бессознательного, и в данном отношении именно опыт Достоевского особенно ценен для них. Постмодернисты в «соавторстве» с Достоевским развенчивают социальные и антропологические мифы, при этом отрицая «эсхатологический оптимизм» Достоевского-метафизика как опасный для судеб человечества. В условиях смены культуристорической парадигмы литература, как правило, претерпевает ряд изменений. Во-первых, писатели стремятся к выработке новых моделей мышления, так как прежняя модель признана позитивистски-упрощенной; во-вторых, девальвация прежних ценностей ставит задачу формирования новых и творческий опыт Достоевского рассматривается как один из краеугольных камней новой мировоззренческой эпистемы. Помимо художественных произведений актуализируется и публицистика («Дневник писателя»), и его эпистолярное наследие, что отражает потребность преодолеть раздробленность различных видов знания, воскресить в литературе ее первичный синкретизм. Вся совокупность написанного Достоевским служит моделью предпринимаемого объединения. В модернизме оно осуществляется на основе синтеза, в постмодернизме – на основе плюрализма. Наиболее заметна эта тенденция в паралитературных произведениях, объединяющих различные языки культуры: языки литературы и философии, литературы и языкознания, литературы и культурологии и т.д. Благодаря такому подходу становится возможным стереоскопическое понимание исследуемых явлений. Актуальность исследования: 1) значимость и актуальность наследия Достоевского для современных русских писателей, активно использующих коды литературных произведений классика и материал его биографии при решении новых творческих задач; 2) отсутствие обобщающих и систематизирующих исследований по проблеме рецепции Достоевского в русской прозе рубежа XX-XXI вв., основанных на методологии школы рецептивной эстетики; 3) необходимость выявления типов и видов рецепции Достоевского в современной русской прозе с учетом специфики реалистических, модернистских, постмодернистских произведений; 4) важность осмысления художественного и публицистического наследия Достоевского в современном литературном и культурфилософском контекстах с целью восстановления вневременных ценностных ориентиров. Объектом исследования является произведения В. Пелевина созданные в творческом взаимодействии с наследием Достоевского. Предметом исследования является художественное восприятие наследия Достоевского в произведениях В. Пелевина. Цель и задачи исследования. Основная цель исследования – изучить особенности рецепции наследия Достоевского в современной русской прозе и выявить ее специфику в реалистических, модернистских и постмодернистских произведениях на основе сопоставления с романами В. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Числа». Поставленная цель предопределила следующие задачи: 1) обосновать необходимость рецептивного подхода при изучении творчества современных русских писателей, раскрыть его специфику; охарактеризовать типы и виды рецепции; 3) исследовать своеобразие рецепции Достоевского в модернистской прозе; акцентировать внимание модернистов к экзистенциальным мотивам творчества Достоевского, актуальным для современного читателя (на материале произведений В. Пелевина); 4) раскрыть особенности постмодернистской культурфилософской и художественной рецепции (на материале произведений В. Пелевина); 5) показать плодотворность обращения современных писателей к классике, обеспечивающую более интенсивное развитие русской прозы рубежа XX–XXI вв. В исследовании применялись такие методы и приемы, как сравнение, сопоставление, метод анализа и интерпретации художественного текста. Теоретической базой исследования послужили работы современных литературных критиков, исследующих творчество В. Пелевина, а также работы по исследованию творчества Ф.М.Достоевского. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. |
|
Тема: | Роль деталей в рассказе Платонова «Третий сын» | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | КамГУ | |
Просмотры: | 456 | |
Выложена: | 20 июня 2014г. |
Тема: | Творческое задание: сравнить УМК Н.Ф. Виноградовой (XXI век) и «Перспективная начальная школа» | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | АлтГПА | |
Просмотры: | 701 | |
Выложена: | 25 июня 2014г. |
Тема: | Анализ монографии Беркова П.Н. «История русской комедии XVIII века» | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | АлтГПА | |
Просмотры: | 349 | |
Выложена: | 26 июня 2015г. |