Особенности адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе |
Скачать Гарантия | |
Код работы: | 2573 | |
Дисциплина: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая | |
Вуз: | АлтГПА | |
Цена: | 600 руб. | |
Просмотров: | 1289 | |
Выложена: | 15 июня 2012г. | |
Содержание: |
Содержание Введение 3 1 Теоретические основы адаптации и мотивационной готовности к школе 6 1.1 Понятие адаптации к школе у младших школьников 6 1.2 Понятие мотивационной готовности к школе у младших школьников 10 1.3 Особенности адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе 13 Выводы по главе 1 15 2 Опытно-экспериментальное исследование адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе 17 2.1 Оценка уровня школьной мотивации у младших школьников 17 2.2 Исследование уровня адаптации младших школьников 21 2.3 Сопоставление полученных результатов. Интерпретация исследования 23 Выводы по главе 2 25 Заключение 26 Список использованных источников 27 Приложение 1 30 |
|
Отрывок из работы: |
Введение Актуальность данного исследования обусловлена важностью проблемы адаптации младших школьников на первых порах школьного обучения. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Неадаптированность или дезадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности. Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Поступление в школу и начальный этап обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Несмотря на то, что проблема школьной адаптации рассматривалась многими авторами, все еще недостаточно разработок, посвященных проблеме педагогической и психологической коррекции первичной адаптации детей к школе, а также посвященным условиям и факторам успешной адаптации школьников, основанным на положительной мотивации к учению. Недостаточная разработанность проблемы школьной адаптации при поступлении в школу обусловило выбор темы исследования: «Особенности адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе». Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать О.А. Беобрыкину, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, С.М. Громбаха, С.В. Дмитриеву, И.В. Дубровину, Т.Ю. Каляпину, Н.В. Кравцова, Е.Е. Кравцову, В.Е. Кагана, В.С. Мухину, Р.В. Овчарову, Д.Б. Эльконина и др. Вопросами изучения школьной мотивации и мотивации к обучению занимались С.М. Бирюков, М.Р. Битянова, Е.В. Егошина, Е.П. Ильин, М.К. Максимов, М.В. Матюхина и другие. Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) рассмотреть сущность школьной адаптации и мотивационной готовности к школе у младших школьников; 2) ознакомиться с особенностями адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе, представленными в литературе по теме исследования; 3) провести опытно-экспериментальное исследование по изучению уровня адаптации и мотивационной готовности к школе у младших школьников; 4) сопоставить полученные результаты и сделать выводы в виде выявления экспериментальным путем особенностей адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе. Объект исследования – адаптация и мотивационная готовность младших школьников к школе. Предмет исследования – особенности адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе. Гипотеза исследования: мы предположили, что успешность адаптации младших школьников к школе зависит от уровня мотивационной готовности ребенка к школе. Иными словами, чем выше уровень мотивационной готовности к школе у младшего школьника, тем успешнее происходит адаптация к новым условиям. В исследовании использовались разнообразные методы: - изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике; - наблюдение; - тестирование исследуемых; - работа с педагогом. Методики исследования: методика оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика «Представь себе…» Е.П. Ильина, а также «Изучение адаптации ребенка к школе» по А. остроуховой посредством педагогического наблюдения. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованных источников 1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. – Минск, 2006. – 267с. 2. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. – М.: Прогресс, 2006. – 112 с. 3. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии, 2008. - № 4. – С. 16. 4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Прогресс, 2006. – 240с. 5. Белобрыкина, О.А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики / О.А. Белобрыкина. // Психология и школа, 2005. - №2. – С. 41. 6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 2008. – 270 с. 7. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа, 2007. - № 10. – С. 23-43. 8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Инфра -М, 2006. – 308с. 9. Венгер, А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / А.Л. Венгер. – М.: Прогресс, 2005. – 190 с. 10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Прогресс, 2008. – 321с. 11. Битянова, М.Р. Мотивация и профанация / М.Р. Битянова. // Школьный психолог. - № 2, 2008. – С. 21-27. 12. Дмитриева, С.В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения: Дис. ... канд. психол. наук / С.В. Дмитриева. – М., 2005. – 205 с. 13. Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения / Е.В. Егошина // Начальная школа, 2005. - №6. – С. 34. 14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512с. 15. Каляпина, Т.Ю. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса / Т.Ю. Каляпина //Начальная школа, 2006. - №8. – С. 9. 16. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в школе: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. 17. Кузнецова, В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса / В.К. Кузнецова // Начальная школа, 2009. - №8. – С. 16. 18. Максимов, Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Л.К. Максимов // Мотивация учения. – Волгоград, 2006. – С. 53-60. 19. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М.: Наука, 2008. – 246 с. 20. Матюхина, М.В. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте / М.В. Матюхина, Т.А. Саблина // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников / ВГПУ. – Волгоград, 2007. – С. 62-73. 21. Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / В.Ф. Моргун / Автореф. к. пс. н. – М.: Юнити-ДАНА, 2009. – С. 31-39. 22. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Прогресс, 2005. – 228с. 23. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.:Прогресс, 2007. – 194с. 24. Остроухова, А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? / А. Остроухова // Обруч, 2010. - №3. – С.13-18. 25. Уфимцева, Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения / Л.П. Уфимцева // Начальная школа,2004. - № 4. – С. 51-63. 26. Шкуркин, В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность / В.И. Шкуркин. – М.: Прогресс, 2008. – 238с. 27. Ямалтдинова, Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся /Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа, 2008. - №2. – С. 43-45. |
|
Тема: | Развитие детского коллектива в процессе воспитания счастьем | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
ВУЗ: | АлтГПА | |
Просмотры: | 381 | |
Выложена: | 02 июля 2015г. |
Тема: | Использование проблемного обучения в процессе изучения младшими школьниками начального курса математики | Подробнее |
Тип: | Курсовая | |
ВУЗ: | АлтГПУ | |
Просмотры: | 230 | |
Выложена: | 09 июня 2016г. |
Тема: | Задания с 1 по 14 | Подробнее |
Тип: | Контрольная | |
ВУЗ: | АлтГПА | |
Просмотры: | 563 | |
Выложена: | 10 июня 2013г. |